Levkonoe (levkonoe) wrote in all_ukraine,
Levkonoe
levkonoe
all_ukraine

Category:

Искусство Украины. Живопись.

Екатерина Билокур (1900-1961)



Хата в Богдановке (1955)
про нее уже есть замечательная статья laura_corolla
но пост написан полтора года назад, и картины там у меня не открываются. Поэтому я решила, что для такой художницы и два поста не будет много. А?



Вот текст из альбома «Екатерина Билокур» (с сокращениями):

 Имя Екатерины Билокур, самобытной художницы из народа, запечатлевшей в своих картинах неувядаемую красоту и богатство украинской природы, щедрое плодородие ее земли – навсегда вошло в историю украинского народного искусства. Ее произведения завораживают зрителя щедростью радужных красок, увлекают радостным мировосприятием.
Жизненный и творческий путь Е. Билокур был не из легких. Родилась она 7 декабря 1900 года в с. Богдановке Киевской области в бедной крестьянской семье. Учиться в школе в детские годы ей не пришлось. Но тяга к знаниям, к книге помогла ей позднее восполнить пробелы в образовании. Пристрастие к рисованию, любовь к искусству постепенно вытеснили другие интересы. Родители напрасно старались отвлечь дочь от «непутевого занятия», которое стало смыслом всей ее жизни. Она внимательно изучает живую природу, строение каждого цветочка, каждого стебелька. Так постепенно художница обогащается впечатлениями, проникая в сложный творческий процесс, открывая для себя секреты техники живописи, композиции, рисунка.

Вторая половина 30-х годов – важный период в творчестве Е. Билокур. Художница находит себя в жанре натюрморта, овладевает техникой живописи, композиционным мастерством. Уже первые работы – «Березка» (1934), «Цветы за плетнем» (1935), «Цветы» (1936) свидетельствовали о необыкновенном ее даровании, больших творческих возможностях. Они определили своеобразный, только ей присущий, стиль. Непосредственность в выборе темы, жизнерадостность, сказочная фантастичность композиций, гармоничность цвета становятся основой творческой индивидуальности Екатерины Билокур. Впервые картины Е. Билокур экспонировались в 1940 году на областной выставке в Полтаве, а затем – на республиканской – в Киеве. Они были с восторгом встречены зрителями и получили высокую оценку художников-профессионалов. Успех окрылил и укрепил веру художницы в свои творческие возможности. Она едет в Киев и Москву, чтобы «увидеть настоящие картины настоящих художников». Вдохновленная увиденным, Билокур создает целую серию великолепных композиций. К сожалению, все произведения, экспонировавшиеся на персональной выставке в Полтавском краеведческом музее в 1941 году, погибли во время войны. Уцелели лишь работы, не попавшие на выставку («Цветы и березки вечером», «Цветы в тумане», «Георгины», «Полевые цветы»). Два года, проведенных на оккупированной фашистами территории, были самыми тяжелыми в жизни Екатерины Билокур. Творчески она почти не работала. За это время выполнила только несколько полотен – «Цветы» и «Цветы вечером» (1942), а «Цветы» («Лилии»), начатые в 1942, закончила в конце 1943 года. После освобождения родной Богдановки Билокур снова принимается за любимое дело и создает композиции «Буйная», «Декоративные цветы» (1945), «Привет урожаю» (1946) и «Царь-колос».

50-е годы в творчестве Екатерины Билокур – самые плодотворные. Она пишет такие оригинальные и яркие натюрморты, как «Цветы, яблоки, помидоры», «Завтрак» (1950), «Арбуз, морковь, цветы» (1951), «В Шрамковском районе на Черкасской земле» (1955-1956), «Цветы, виноград» (1953-1958). Натюрморты Билокур захватывают философским осмыслением жизни. Изображенные на них цветы, овощи, предметы быта благодаря фантазии, образному языку художницы превращаются в величальные песни природе, человеку и его деяниям, в символы красоты. На ее картинах все выписано удивительно скрупулезно и материально. Мы как будто вбираем в себя запах горячего пара, подымающегося из разваренной картофелины, нас пьянит аромат мягкой пористой поверхности срезанного ржаного куска хлеба, только что испеченного, физически ощущаем прозрачность виноградных гроздьев, нежные запахи цветов, вкус сочного арбуза.

Реальному воспроизведению действительности помогает тонкое чувство цвета. В ее произведениях преобладают мягкие тональные переходы. Ей чужды резкие контрасты света и тени. Эффекта она достигает за счет чистых красок, что вообще присуще народному декоративному искусству.

Со средины 50-х годов Билокур пробует свои силы в технике акварели. Лучшие ее работы – «Сентябрь в селе Богдановке», «За селом» (1956), «Ранней весной» (1958), «Осень» (1960). Художница в них достигает правдивой передачи богатства красок окружающего мира, а также предельной эмоциональной выразительности. В последние годы, уже тяжело больная, Екатерина Билокур создает ряд значительных живописных полотен («Георгины», 1958; «Пионы», 1958; «Богдановские яблоки», 1959; «Букет цветов», 1960 и др.). 9 июня 1961 года талантливой художницы не стало.

В селе Богдановке, на площади перед школой стоит гранитный памятник. У подножия его всегда цветы, которые так любила и так поэтично воспела в своих произведениях художница. Екатерина Билокур по праву заняла ведущее место в истории украинского народного искусства как непревзойденный мастер-певец природы и совершеннейшего из ее созданий- цветов. Такого соседства разнообразных цветов, которое мы видим на полотнах Билокур, в природе нет. В букеты и венки их соединила неуемная фантазия художницы. «Может вы недовольны моей работой, – писала она в одном из писем, – поскольку я рисую лишь одни цветы? Но как же их не рисовать, если они такие красивые! Я и сама, когда начинаю рисовать очередную картину с цветами, иногда думаю: вот когда эту закончу, тогда уже буду рисовать что-нибудь из жизни людей. Но пока закончу, в голове уже возникает целый ряд новых картин, и одна другой чудеснее и одна другой краше – и все цветы. Вот вам и весь сказ. А придет весна, зазеленеют травы, а потом и цветы зацветут... И боже мой! Как глянешь кругом – те хороши, а те еще лучше, а те еще чудесней... И я забываю все на свете, и снова рисую цветы. Не гневайтесь на меня, мои близкие и далекие друзья, что я рисую цветы, ведь из цветов картины красивые». Наполненные светом и солнцем, играющие жизнерадостными красками, картины Билокур продолжают очаровывать зрителей, порождать в них благодарное чувство к художнице.





Пионы (1958)




Полевые цветы (1941)





Царь-колос (1949)



Натюрморт «Завтрак» (1950)





За селом (1956)




Цветы на голубом фоне (1942-1943)





В Богдановке на загребле (1955)


Натюрморт «Цветы с орехами» (1948)




Натюрморт с колосьями и кувшином (1958-1959)




Натюрморт с хлебом (1960)

Очень интересная статья УКРОП :: Енциклопедії :

.... Їй довелося пережити осуд і нерозуміння односельців, які вбачали в її заняттях малюванням спробу ухилитися від роботи. Вона зустріла нерозуміння матері, що вважала її малювання безглуздим, і все-таки, подолавши ці такі непрості в сільському житті перешкоди, вона самотужки, крок за кроком відкривала для себе таємниці живопису. Не маючи коштів на фарби й пензлі, готувала їх сама з рослин та щетини, не маючи спеціальної художньої освіти, альбомів та книжок, навчалася у природи. «В будні мені малювати заборонялося, — згадує вона про свою молодість у листі до художника Матвія Донцова. — А лише в неділю, після обіду, як уже все впораю». На більшості з полотен Катерини Білокур стоїть авторський напис: «Малювала з натури Катерина Білокур». Справді, природа, «натура» були її головними вчителями, а квіти — найулюбленішими мотивами. «Квіти, як і люди, — живі, мають душу!» — казала художниця й тому ніколи не зривала їх, а змальовувала, сидячи біля стеблини чи куща, бо вважала, що «зірвана квітка — вже не квітка». Не зазнавши особистого щастя, бачачи довкруг себе злидні й гризоти щоденної боротьби за існування, Катерина Білокур у квітах, у малюванні їх бачила високий сенс.
...
І донині точаться суперечки щодо приналежності творів Білокур: чи то до професійного живопису, чи то до народного мистецтва. Проте всі дослідники її творчості одностайно визнають високу філософську наснаженість їх, глибоке осмислення життя. Зображені на її полотнах квіти, овочі, предмети побуту осяяні її незвичайним чуттям кольору, оживлені її філігранною майстерністю й сприймаються як величальний гімн природі, людині. Перед тим як почати роботу над картиною, художниця довго виношувала задум, вивчала навколишню природу, найтонші нюанси сонячного освітлення. Вона ніколи не робила попередніх ескізів, етюдів з натури, а, опрацювавши задум в уяві, швидко, немов на одному диханні, виконувала його на полотні. Саме тому її квіти зворушують своєю ліричністю й співзвучні з мелодійністю народних пісень.


Содержание раздела "Искусство и культура"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments